Войти
Филология 34 лекции
История мировой литературы ХХ века
Лектор
Каминская Юлиана Владимировна
#лекции
Филологический факультет
Осень 2023

Курс посвящен изучению литературного процесса ХХ века в странах Западной Европы и США  в контексте основных социокультурных и политических явлений. Новые реалии, которые  формируются в ХХ веке, рассматриваются во временной перспективе, с тем чтобы продемонстрировать их  историческую закономерность. Курс направлен на развитие у студентов понимания  закономерностей литературного  процесса, места художественной литературы в системе современной культуры. Одним из основных результатов курса должно явиться завершение создаваемого на протяжении двух лет представления об основных эпохах  и этапах развития зарубежных литератур и интеллектуальной традиции европейской цивилизации.

Страница курса: http://phil.spbu.ru:8080/kaf-i...

Список всех тем лекций

Лекция 1. Герман Гессе. Об "Игре в бисер" и самом сокровенном.
Сходство с дедушкой Побег "маленького бродяги" Пробы пера Деревня Гайенхофен близ Боденского озера Призраки прошлого, живущие в повести "Под колесом" Первая Мировая война "Краткое жизнеописание" Писатель становится живописцем Хранитель детского сумасбродства в мире взрослых "Сиддхартха" и сила любить мир "Превращения Пиктора" - подарок Гессе своей возлюбленной Игра в бисер как игра смыcлами и ценностями культуры Противопоставление созерцания и действия Иллюзорность контрастов и неразрывное единство бытия Равновесие жизни Статья "Немного о теологии" и три стадии жизни человека Индивидуальный опыт читателя, проявляющийся при знакомстве с романом

Лекция 2. Гюнтер Грасс. Об окольных путях и барабанных дробях.
Экранизация романа "Жестяной барабан", слава и общественный резонанс Скульптуры Грасса в Любеке Сочетание изобразительного и словесного искусств в работах Грасса Стихотворение "Изменение" "Под местным наркозом" - произведение о каждом человеке Несовершенство литературы как возможности улучшить реальность Общество возвращается к потреблению Две роли писателя и выбор Грасса Обусловленность прихода нацизма Добровольный инфантилизм Фальшивый экспрессионизм Попытки писателя пролить свет на темноту души в каждом человеке Литература как жестяной барабан, громыхающий о проблемах Взгляд изнутри и взгляд в себя "Мое столетие", и "Луковица памяти" Поэтическая работа Гюнтера Грасса

Лекция 3. Вирджиния Вулф. Жизнь как светящийся ореол.
Знакомство с писательницей через живопись Человек на границе между внутренним и внешним мирами Взгляд внутрь себя - новое направление живописи Реальность через призму субъективного восприятия Мгновение внутреннего мира, сохраненное на века Воспитание в духе "интеллектуального аристократизма" Апологеты новаторства Первые разговоры о "модернистской" литературе как о новом способе коммуникации с читателем "Жизнь - это не серия симметрично расположенных светильников, а светящийся ореол..." Литература реалистов нереалистична - пришло время нового реализма Красота впечатлений и их хрупкость Путешествия внутрь и вовне - меты пересечения границы на примере романа "Миссис Дэллоуэй" Отсутствие этикетирования жизни Вербализация подвижности внутреннего мира человека Цепочки восприятия друг друга персонажами романа Расширение возможностей языка Хрупкость и красота мира, выраженная в хрупкости и красоте слов

Лекция 4. Вирджиния Вулф. О путешествиях сквозь время на маяк.
Главная задача романиста Роман «Орландо» О метах перехода в романе «Орландо» О поиске точных слов и их ограниченности О том, как литература размывает границы Роман «На маяк» Главная тема романа О жизненной материи и бестелесной энергии в романе О надличностном голосе во второй части романа О двойниках центрального персонажа Художественные методы писательницы

Лекция 5. Густав Майринк. Начало пути по фантастической литературе Праги.
История издания романа «Голем» Отказ Майринка от дидактики в литературе Изменения мироощущения на рубеже XIX-XX веков Проблема жизни здесь и сейчас Проблема сопричастности мирозданию и поиска смыслов Роль Майринка в истории немецкоязычной пражской литературы История жизни Майринка и становление его как писателя Рассказы «Жаркий солдат» и «Болен» Гонения на Майринка и их последствия для его творчества Гротеск и его применение в творчестве Майринка Утраченное ощущение целостности Персонажи Майринка Заключение

Лекция 6. Густав Майринк. Роман "Голем".
Многоплановая художественная система произведений Густава Майринка Композиция романа "Голем" и художественные образы, созданные его иллюстраторами Феномен фантастического романа Принцип сближения противоположностей Вера в силу слова

Лекция 7. Латинская Америка в истории литературы.
Вводное слово к лекции Роль в мировой культуре Общие черты латиноамериканской литературы Развитие латиноамериканской культуры Развитие литературы в странах Латинской Европы Латиноамериканские писатели Отличие латиноамериканской культуры от других культур Магический реализм латиноамериканских авторов Необарокко Особенности повествования латиноамериканского романа

Лекция 8. Габриэль Гарсия Маркес. От ранней прозы к роману "100 лет одиночества". Часть 1.
Маркеса: "необходимость насытить словами просторы немого материка" и отражение хрупкости мира Соприкосновение одиночеств Биография Габриэля Гарсиа Маркеса Самодостаточная модель универсума Одиночество отдельного человека и человечества в целом Пророчество о грядущей гибели "Сто лет одиночества" - знакомство с романом

Лекция 9. Габриэль Гарсия Маркес. От ранней прозы к роману "100 лет одиночества". Часть 2.
Многоплановость повествования романа-универсума Маркес) Диалектика смешного и трагического в романе "Сто лет одиночества" Одиночество как "неизлечимая и разрушительная болезнь" и одна из ключевых проблем литературы ХХ века Удивительные трансформации времени в романе "Сто лет одиночества" "Осень патриарха" – роман, решающий сложнейшие проблемы современности

Лекция 10. Хулио Кортасар. От ранней прозы к роману "Игра в классики". Часть 1.
Как понимать очень сложную литературу? Кортасара Малая проза Веха взаимодействия литературы и кинематографа Рассказ "Менады" и роман "Выигрыши"

Лекция 11. Хулио Кортасар. От ранней прозы к роману "Игра в классики". Часть 2.
"Игра в классики" - роман о романе или процесс познания о процессе познания Преодоление разобщенности и движение к гармонии как цель центрального персонажа романа Как читать роман "Игра в классики" Многоплановая игра как принцип организации повествования романа-универсума Модель для сборки"

Лекция 12. Томас Манн. Философская проза: раннее творчество.
Кризис традиционных представлений ХIХ века о культуре Как поступить с осколками некогда целостной картины мира? Пути художественного поиска, избираемые литературой в XX веке Манна Ницше и ее влияние на творчество писателя Роман "Будденброки" Манна

Лекция 13. Томас Манн. Философская проза: "Волшебная гора", позднее творчество.
"Волшебная гора" как образец философского романа Манна Философско-аналитическое начало в романе Главы "Снег" и "Удар грома" как "ключи" романа Манна: новелла "Марио и волшебник", тетралогия "Иосиф и его братья", роман "Лотта в Веймаре" Интеллектуальный роман "Доктор Фаустус"

Лекция 14. Связь времен и искусств. Из ХIХ в ХХ век: Марсель Пруст.
Объединение усилий искусств в переломные периоды смены парадигм Надежды, которые дарит человечеству искусство Самоирония и трагедия творца XIX - начала XX века Автореференция Пути, по которым развивается искусство в поисках новых задач и полей для экспериментов Марсель Пруст - знакомство

Лекция 15. Романное творчество Марселя Пруста.
Пруста: пространство человеческой памяти и знакомство с уникальным миром впечатлений отдельной личности Сборник "Утехи и дни" "Субъективная эпопея" - цикл романов "В поисках утраченного времени" Главные приметы интроспективной прозы французского романиста Пруста Что объединяет романы писателя и готический собор?

Лекция 16. Франц Кафка. Творческий путь писателя.
Кафки Значение пражского писателя для русскоязычной культуры Наследие "тайновенчанного короля немецкой прозы" Кафки "Старинная запись", "Прогулка по горам" Кафки в языке искусства ХХ века Кафка как воплощение экспрессионизма в литературе

Лекция 17. Франц Кафка. "Превращение", "Замок", "Процесс".
Возможность насытить текст трактовками и смыслами Мотивы одиночества и беспомощности человека Модель кафкианского мира Пробужденный сновидец

Лекция 18. Романы Г. Майринка: от "Голема" к "Зеленому лику" и "Вальпургиевой ночи".
Судьба наследия писателя Майринка 1910-х годов Хаос времен в романе "Вальпургиева ночь" Майринка

Лекция 19. Романы Г. Майринка: от "Вальпургиевой ночи" к "Белому доминиканцу" и "Ангелу западного окна".
Принцип сближения полярностей и движение в сторону внутреннего мира человека Роман "Зеленый лик"- внимательное чтение Роман "Белый доминиканец" Образы Праги в творчестве писателя Майринка: мистическое и комическое Автореференция как проявление саморефлексии литературы Майринка

Лекция 20. Последняя загадка Г. Майринка: "Ангел западного окна". Часть 1.
Переводная судьба романа "Ангел западного окна" Майринка: взаимопроникновение литературы и жизни "Ангел западного окна" - пространство памяти и итог размышлений о человеке и мире Майринка

Лекция 21. Последняя загадка Г. Майринка: "Ангел западного окна". Часть 2.
Роман как лабиринт, побуждающий к странствию по миру человеческих иллюзий и стране памяти Удивительные трансформации времени и пространства в романе "Ангел западного окна" Ответ на вопрос: каким может быть путь человека к истинному себе? Поиски выхода за пределы иллюзорности Особенности построения повествования романа: "русский вектор" и "принцип матрешки" Осмысление расплывчатости границ между реальностями и рассказчиками, чтением и письмом

Лекция 22. Хорхе Луис Борхес. Творческий путь.
Творческий путь писателя: начало Ультраизм - "сдержанное искусство" Истоки: "мифология предместья", "игры со временем и бесконечностью" Борхес: лектор, "писатель-библиотекарь", читатель и составитель антологий Борхеса

Лекция 23. Уильям Фолкнер.
Фолкнера "Шум и ярость": раздел первый - история Бенджамина Компсона - лучшего повествователя в абсурдном мире Второй раздел романа: история Квентина Компсона - отражение бессмысленности и трагизма жизни Третий раздел романа: история Джейсона Компсона - человека нового времени Заключительные разделы: история автора и исторический контекст

Лекция 24. Экзистенциализм в философии и литературе Франции.
Перестройка миросозерцательных установок Главный признак человеческого существования Основные категории экзистенциализма Проблема свободного выбора и обретение смысла в абсурдном мире Общие признаки, роднящие ветви экзистенциализма

Лекция 25. Литература и философия экзистенциализма: Жан-Поль Сартр.
Роман "Тошнота": принципиальное одиночество человека, процесс осмысления - создания самого себя Внимательное чтение Философская пьеса "При закрытых дверях" - шедевр поэтической напряженности Сартра

Лекция 26. Литература и философия экзистенциализма: Альбер Камю.
Жизненный путь французского мыслителя Повесть "Посторонний" как философский эксперимент: "взгляд нищеты" и "взгляд солнца" Недоверие к формальной нравственности Концепция трагического стоицизма Роман "Чума": образ борьбы как бесконечного поражения и возможность утвердить человечность

Лекция 27. Бертольт Брехт. Творческий путь и обновление театра. Часть 1.
Брехта для театрального искусства и мировой литературы Теплое внимание к человеку: "Баллада о старухе", "Легенда о мертвом солдате", "Рождественская легенда" Брехта Пьеса "Ваал" Наблюдение за рождением и "фашизацией" Веймарской республики: "Барабаны в ночи", "Три параграфа Веймарской конституции", "Что тот солдат, что этот" Формирование основ нового театра

Лекция 28. Бертольт Брехт. Творческий путь и обновление театра. Часть 2.
Исторические корни теории эпического театра и его задачи Брехта Пьеса "Мамаша Кураж и её дети" - одна из вершин антивоенной традиции Брехта Поздние годы выдающегося новатора театра: верность взглядам

Лекция 29. Творчество Клауса Манна и его роман "Мефисто".

Лекция 30. Немецкоязычное литературное кабаре. Часть 1.

Лекция 31. Немецкоязычное литературное кабаре. Часть 2.

Лекция 32. Хорхе Луис Борхес. Наследие писателя. Часть 1.

Лекция 33. Хорхе Луис Борхес. Наследие писателя. Часть 2.

Лекция 34. Театр абсурда. Истоки и особенности.