Войти
Филология 30 лекций
История мировой литературы ХХ века
Лектор
Каминская Юлиана Владимировна
#лекции
Осень 2023

Курс посвящен изучению литературного процесса ХХ века в странах Западной Европы и США  в контексте основных социокультурных и политических явлений. Новые реалии, которые  формируются в ХХ веке, рассматриваются во временной перспективе, с тем чтобы продемонстрировать их  историческую закономерность. Курс направлен на развитие у студентов понимания  закономерностей литературного  процесса, места художественной литературы в системе современной культуры. Одним из основных результатов курса должно явиться завершение создаваемого на протяжении двух лет представления об основных эпохах  и этапах развития зарубежных литератур и интеллектуальной традиции европейской цивилизации.

Страница курса: http://phil.spbu.ru:8080/kaf-i...

Список всех тем лекций

Лекция 1. Герман Гессе. Об "Игре в бисер" и самом сокровенном.
Сходство с дедушкой Побег "маленького бродяги" Пробы пера Деревня Гайенхофен близ Боденского озера Призраки прошлого, живущие в повести "Под колесом" Первая Мировая война "Краткое жизнеописание" Писатель становится живописцем Хранитель детского сумасбродства в мире взрослых "Сиддхартха" и сила любить мир "Превращения Пиктора" - подарок Гессе своей возлюбленной Игра в бисер как игра смыcлами и ценностями культуры Противопоставление созерцания и действия Иллюзорность контрастов и неразрывное единство бытия Равновесие жизни Статья "Немного о теологии" и три стадии жизни человека Индивидуальный опыт читателя, проявляющийся при знакомстве с романом

Лекция 2. Гюнтер Грасс. Об окольных путях и барабанных дробях.
Экранизация романа "Жестяной барабан", слава и общественный резонанс Скульптуры Грасса в Любеке Сочетание изобразительного и словесного искусств в работах Грасса Стихотворение "Изменение" "Под местным наркозом" - произведение о каждом человеке Несовершенство литературы как возможности улучшить реальность Общество возвращается к потреблению Две роли писателя и выбор Грасса Обусловленность прихода нацизма Добровольный инфантилизм Фальшивый экспрессионизм Попытки писателя пролить свет на темноту души в каждом человеке Литература как жестяной барабан, громыхающий о проблемах Взгляд изнутри и взгляд в себя "Мое столетие", и "Луковица памяти" Поэтическая работа Гюнтера Грасса

Лекция 3. Вирджиния Вулф. Жизнь как светящийся ореол.
Знакомство с писательницей через живопись Человек на границе между внутренним и внешним мирами Взгляд внутрь себя - новое направление живописи Реальность через призму субъективного восприятия Мгновение внутреннего мира, сохраненное на века Воспитание в духе "интеллектуального аристократизма" Апологеты новаторства Первые разговоры о "модернистской" литературе как о новом способе коммуникации с читателем "Жизнь - это не серия симметрично расположенных светильников, а светящийся ореол..." Литература реалистов нереалистична - пришло время нового реализма Красота впечатлений и их хрупкость Путешествия внутрь и вовне - меты пересечения границы на примере романа "Миссис Дэллоуэй" Отсутствие этикетирования жизни Вербализация подвижности внутреннего мира человека Цепочки восприятия друг друга персонажами романа Расширение возможностей языка Хрупкость и красота мира, выраженная в хрупкости и красоте слов

Лекция 4. Вирджиния Вулф. О путешествиях сквозь время на маяк.
Главная задача романиста Роман «Орландо» О метах перехода в романе «Орландо» О поиске точных слов и их ограниченности О том, как литература размывает границы Роман «На маяк» Главная тема романа О жизненной материи и бестелесной энергии в романе О надличностном голосе во второй части романа О двойниках центрального персонажа Художественные методы писательницы

Лекция 5. Густав Майринк. Начало пути по фантастической литературе Праги.
История издания романа «Голем» Отказ Майринка от дидактики в литературе Изменения мироощущения на рубеже XIX-XX веков Проблема жизни здесь и сейчас Проблема сопричастности мирозданию и поиска смыслов Роль Майринка в истории немецкоязычной пражской литературы История жизни Майринка и становление его как писателя Рассказы «Жаркий солдат» и «Болен» Гонения на Майринка и их последствия для его творчества Гротеск и его применение в творчестве Майринка Утраченное ощущение целостности Персонажи Майринка Заключение

Лекция 6. Густав Майринк. Роман "Голем".
Многоплановая художественная система произведений Густава Майринка Композиция романа "Голем" и художественные образы, созданные его иллюстраторами Феномен фантастического романа Принцип сближения противоположностей Вера в силу слова

Лекция 7. Латинская Америка в истории литературы.
Вводное слово к лекции Роль в мировой культуре Общие черты латиноамериканской литературы Развитие латиноамериканской культуры Развитие литературы в странах Латинской Европы Латиноамериканские писатели Отличие латиноамериканской культуры от других культур Магический реализм латиноамериканских авторов Необарокко Особенности повествования латиноамериканского романа

Лекция 8. Габриэль Гарсия Маркес. От ранней прозы к роману "100 лет одиночества". Часть 1.
Маркеса: "необходимость насытить словами просторы немого материка" и отражение хрупкости мира Соприкосновение одиночеств Биография Габриэля Гарсиа Маркеса Самодостаточная модель универсума Одиночество отдельного человека и человечества в целом Пророчество о грядущей гибели "Сто лет одиночества" - знакомство с романом

Лекция 9. Габриэль Гарсия Маркес. От ранней прозы к роману "100 лет одиночества". Часть 2.
Многоплановость повествования романа-универсума Маркес) Диалектика смешного и трагического в романе "Сто лет одиночества" Одиночество как "неизлечимая и разрушительная болезнь" и одна из ключевых проблем литературы ХХ века Удивительные трансформации времени в романе "Сто лет одиночества" "Осень патриарха" – роман, решающий сложнейшие проблемы современности

Лекция 10. Хулио Кортасар. От ранней прозы к роману "Игра в классики". Часть 1.
Как понимать очень сложную литературу? Кортасара Малая проза Веха взаимодействия литературы и кинематографа Рассказ "Менады" и роман "Выигрыши"

Лекция 11. Хулио Кортасар. От ранней прозы к роману "Игра в классики". Часть 2.
"Игра в классики" - роман о романе или процесс познания о процессе познания Преодоление разобщенности и движение к гармонии как цель центрального персонажа романа Как читать роман "Игра в классики" Многоплановая игра как принцип организации повествования романа-универсума Модель для сборки"

Лекция 12. Томас Манн. Философская проза: раннее творчество.
Кризис традиционных представлений ХIХ века о культуре Как поступить с осколками некогда целостной картины мира? Пути художественного поиска, избираемые литературой в XX веке Манна Ницше и ее влияние на творчество писателя Роман "Будденброки" Манна

Лекция 13. Томас Манн. Философская проза: "Волшебная гора", позднее творчество.
"Волшебная гора" как образец философского романа Манна Философско-аналитическое начало в романе Главы "Снег" и "Удар грома" как "ключи" романа Манна: новелла "Марио и волшебник", тетралогия "Иосиф и его братья", роман "Лотта в Веймаре" Интеллектуальный роман "Доктор Фаустус"

Лекция 14. Связь времен и искусств. Из ХIХ в ХХ век: Марсель Пруст.
Объединение усилий искусств в переломные периоды смены парадигм Надежды, которые дарит человечеству искусство Самоирония и трагедия творца XIX - начала XX века Автореференция Пути, по которым развивается искусство в поисках новых задач и полей для экспериментов Марсель Пруст - знакомство

Лекция 15. Романное творчество Марселя Пруста.
Пруста: пространство человеческой памяти и знакомство с уникальным миром впечатлений отдельной личности Сборник "Утехи и дни" "Субъективная эпопея" - цикл романов "В поисках утраченного времени" Главные приметы интроспективной прозы французского романиста Пруста Что объединяет романы писателя и готический собор?

Лекция 16. Франц Кафка. Творческий путь писателя.
Кафки Значение пражского писателя для русскоязычной культуры Наследие "тайновенчанного короля немецкой прозы" Кафки "Старинная запись", "Прогулка по горам" Кафки в языке искусства ХХ века Кафка как воплощение экспрессионизма в литературе

Лекция 17. Франц Кафка. "Превращение", "Замок", "Процесс".
Возможность насытить текст трактовками и смыслами Мотивы одиночества и беспомощности человека Модель кафкианского мира Пробужденный сновидец

Лекция 18. Романы Г. Майринка: от "Голема" к "Зеленому лику" и "Вальпургиевой ночи".
Судьба наследия писателя Майринка 1910-х годов Хаос времен в романе "Вальпургиева ночь" Майринка

Лекция 19. Романы Г. Майринка: от "Вальпургиевой ночи" к "Белому доминиканцу" и "Ангелу западного окна".
Принцип сближения полярностей и движение в сторону внутреннего мира человека Роман "Зеленый лик"- внимательное чтение Роман "Белый доминиканец" Образы Праги в творчестве писателя Майринка: мистическое и комическое Автореференция как проявление саморефлексии литературы Майринка

Лекция 20. Последняя загадка Г. Майринка: "Ангел западного окна". Часть 1.
Переводная судьба романа "Ангел западного окна" Майринка: взаимопроникновение литературы и жизни "Ангел западного окна" - пространство памяти и итог размышлений о человеке и мире Майринка

Лекция 21. Последняя загадка Г. Майринка: "Ангел западного окна". Часть 2.
Роман как лабиринт, побуждающий к странствию по миру человеческих иллюзий и стране памяти Удивительные трансформации времени и пространства в романе "Ангел западного окна" Ответ на вопрос: каким может быть путь человека к истинному себе? Поиски выхода за пределы иллюзорности Особенности построения повествования романа: "русский вектор" и "принцип матрешки" Осмысление расплывчатости границ между реальностями и рассказчиками, чтением и письмом

Лекция 22. Хорхе Луис Борхес. Творческий путь.
Творческий путь писателя: начало Ультраизм - "сдержанное искусство" Истоки: "мифология предместья", "игры со временем и бесконечностью" Борхес: лектор, "писатель-библиотекарь", читатель и составитель антологий Борхеса

Лекция 23. Уильям Фолкнер.
Фолкнера "Шум и ярость": раздел первый - история Бенджамина Компсона - лучшего повествователя в абсурдном мире Второй раздел романа: история Квентина Компсона - отражение бессмысленности и трагизма жизни Третий раздел романа: история Джейсона Компсона - человека нового времени Заключительные разделы: история автора и исторический контекст

Лекция 24. Экзистенциализм в философии и литературе Франции.
Перестройка миросозерцательных установок Главный признак человеческого существования Основные категории экзистенциализма Проблема свободного выбора и обретение смысла в абсурдном мире Общие признаки, роднящие ветви экзистенциализма

Лекция 25. Литература и философия экзистенциализма: Жан-Поль Сартр.
Роман "Тошнота": принципиальное одиночество человека, процесс осмысления - создания самого себя Внимательное чтение Философская пьеса "При закрытых дверях" - шедевр поэтической напряженности Сартра

Лекция 26. Литература и философия экзистенциализма: Альбер Камю.
Жизненный путь французского мыслителя Повесть "Посторонний" как философский эксперимент: "взгляд нищеты" и "взгляд солнца" Недоверие к формальной нравственности Концепция трагического стоицизма Роман "Чума": образ борьбы как бесконечного поражения и возможность утвердить человечность

Лекция 27. Бертольт Брехт. Творческий путь и обновление театра.
Брехта для театрального искусства и мировой литературы Теплое внимание к человеку: "Баллада о старухе", "Легенда о мертвом солдате", "Рождественская легенда" Брехта Пьеса "Ваал" Наблюдение за рождением и "фашизацией" Веймарской республики: "Барабаны в ночи", "Три параграфа Веймарской конституции", "Что тот солдат, что этот" Формирование основ нового театра

Лекция 28. Бертольт Брехт. Творческий путь и обновление театра. Часть 2.
Исторические корни теории эпического театра и его задачи Брехта Пьеса "Мамаша Кураж и её дети" - одна из вершин антивоенной традиции Брехта Поздние годы выдающегося новатора театра: верность взглядам

Лекция 29. Творчество Клауса Манна и его роман "Мефисто".

Лекция 30. Немецкоязычное литературное кабаре.