Курс посвящен изучению литературного процесса ХХ века в странах Западной Европы и США в контексте основных социокультурных и политических явлений. Новые реалии, которые формируются в ХХ веке, рассматриваются во временной перспективе, с тем чтобы продемонстрировать их историческую закономерность. Курс направлен на развитие у студентов понимания закономерностей литературного процесса, места художественной литературы в системе современной культуры. Одним из основных результатов курса должно явиться завершение создаваемого на протяжении двух лет представления об основных эпохах и этапах развития зарубежных литератур и интеллектуальной традиции европейской цивилизации.
Страница курса: http://phil.spbu.ru:8080/kaf-i...
Список всех тем лекций
Лекция 1. Герман Гессе. Об "Игре в бисер" и самом сокровенном.
Сходство с дедушкой
Побег "маленького бродяги"
Пробы пера
Деревня Гайенхофен близ Боденского озера
Призраки прошлого, живущие в повести "Под колесом"
Первая Мировая война
"Краткое жизнеописание"
Писатель становится живописцем
Хранитель детского сумасбродства в мире взрослых
"Сиддхартха" и сила любить мир
"Превращения Пиктора" - подарок Гессе своей возлюбленной
Игра в бисер как игра смыcлами и ценностями культуры
Противопоставление созерцания и действия
Иллюзорность контрастов и неразрывное единство бытия
Равновесие жизни
Статья "Немного о теологии" и три стадии жизни человека
Индивидуальный опыт читателя, проявляющийся при знакомстве с романом
Лекция 2. Гюнтер Грасс. Об окольных путях и барабанных дробях.
Экранизация романа "Жестяной барабан", слава и общественный резонанс
Скульптуры Грасса в Любеке
Сочетание изобразительного и словесного искусств в работах Грасса
Стихотворение "Изменение"
"Под местным наркозом" - произведение о каждом человеке
Несовершенство литературы как возможности улучшить реальность
Общество возвращается к потреблению
Две роли писателя и выбор Грасса
Обусловленность прихода нацизма
Добровольный инфантилизм
Фальшивый экспрессионизм
Попытки писателя пролить свет на темноту души в каждом человеке
Литература как жестяной барабан, громыхающий о проблемах
Взгляд изнутри и взгляд в себя
"Мое столетие", и "Луковица памяти"
Поэтическая работа Гюнтера Грасса
Лекция 3. Вирджиния Вулф. Жизнь как светящийся ореол.
Знакомство с писательницей через живопись
Человек на границе между внутренним и внешним мирами
Взгляд внутрь себя - новое направление живописи
Реальность через призму субъективного восприятия
Мгновение внутреннего мира, сохраненное на века
Воспитание в духе "интеллектуального аристократизма"
Апологеты новаторства
Первые разговоры о "модернистской" литературе как о новом способе коммуникации с читателем
"Жизнь - это не серия симметрично расположенных светильников, а светящийся ореол..."
Литература реалистов нереалистична - пришло время нового реализма
Красота впечатлений и их хрупкость
Путешествия внутрь и вовне - меты пересечения границы на примере романа "Миссис Дэллоуэй"
Отсутствие этикетирования жизни
Вербализация подвижности внутреннего мира человека
Цепочки восприятия друг друга персонажами романа
Расширение возможностей языка
Хрупкость и красота мира, выраженная в хрупкости и красоте слов
Лекция 4. Вирджиния Вулф. О путешествиях сквозь время на маяк.
Главная задача романиста
Роман «Орландо»
О метах перехода в романе «Орландо»
О поиске точных слов и их ограниченности
О том, как литература размывает границы
Роман «На маяк»
Главная тема романа
О жизненной материи и бестелесной энергии в романе
О надличностном голосе во второй части романа
О двойниках центрального персонажа
Художественные методы писательницы
Лекция 5. Густав Майринк. Начало пути по фантастической литературе Праги.
История издания романа «Голем»
Отказ Майринка от дидактики в литературе
Изменения мироощущения на рубеже XIX-XX веков
Проблема жизни здесь и сейчас
Проблема сопричастности мирозданию и поиска смыслов
Роль Майринка в истории немецкоязычной пражской литературы
История жизни Майринка и становление его как писателя
Рассказы «Жаркий солдат» и «Болен»
Гонения на Майринка и их последствия для его творчества
Гротеск и его применение в творчестве Майринка
Утраченное ощущение целостности
Персонажи Майринка
Заключение
Лекция 6. Густав Майринк. Роман "Голем".
Многоплановая художественная система произведений Густава Майринка
Композиция романа "Голем" и художественные образы, созданные его иллюстраторами
Феномен фантастического романа
Принцип сближения противоположностей
Вера в силу слова
Лекция 7. Латинская Америка в истории литературы.
Вводное слово к лекции
Роль в мировой культуре
Общие черты латиноамериканской литературы
Развитие латиноамериканской культуры
Развитие литературы в странах Латинской Европы
Латиноамериканские писатели
Отличие латиноамериканской культуры от других культур
Магический реализм латиноамериканских авторов
Необарокко
Особенности повествования латиноамериканского романа
Лекция 8. Габриэль Гарсия Маркес. От ранней прозы к роману "100 лет одиночества". Часть 1.
Маркеса: "необходимость насытить словами просторы немого материка" и отражение хрупкости мира
Соприкосновение одиночеств
Биография Габриэля Гарсиа Маркеса
Самодостаточная модель универсума
Одиночество отдельного человека и человечества в целом
Пророчество о грядущей гибели
"Сто лет одиночества" - знакомство с романом
Лекция 9. Габриэль Гарсия Маркес. От ранней прозы к роману "100 лет одиночества". Часть 2.
Многоплановость повествования романа-универсума
Маркес)
Диалектика смешного и трагического в романе "Сто лет одиночества"
Одиночество как "неизлечимая и разрушительная болезнь" и одна из ключевых проблем литературы ХХ века
Удивительные трансформации времени в романе "Сто лет одиночества"
"Осень патриарха" – роман, решающий сложнейшие проблемы современности
Лекция 10. Хулио Кортасар. От ранней прозы к роману "Игра в классики". Часть 1.
Как понимать очень сложную литературу?
Кортасара
Малая проза
Веха взаимодействия литературы и кинематографа
Рассказ "Менады" и роман "Выигрыши"
Лекция 11. Хулио Кортасар. От ранней прозы к роману "Игра в классики". Часть 2.
"Игра в классики" - роман о романе или процесс познания о процессе познания
Преодоление разобщенности и движение к гармонии как цель центрального персонажа романа
Как читать роман "Игра в классики"
Многоплановая игра как принцип организации повествования романа-универсума
Модель для сборки"
Лекция 12. Томас Манн. Философская проза: раннее творчество.
Кризис традиционных представлений ХIХ века о культуре
Как поступить с осколками некогда целостной картины мира? Пути художественного поиска, избираемые литературой в XX веке
Манна
Ницше и ее влияние на творчество писателя
Роман "Будденброки"
Манна
Лекция 13. Томас Манн. Философская проза: "Волшебная гора", позднее творчество.
"Волшебная гора" как образец философского романа
Манна
Философско-аналитическое начало в романе
Главы "Снег" и "Удар грома" как "ключи" романа
Манна: новелла "Марио и волшебник", тетралогия "Иосиф и его братья", роман "Лотта в Веймаре"
Интеллектуальный роман "Доктор Фаустус"
Лекция 14. Связь времен и искусств. Из ХIХ в ХХ век: Марсель Пруст.
Объединение усилий искусств в переломные периоды смены парадигм
Надежды, которые дарит человечеству искусство
Самоирония и трагедия творца XIX - начала XX века
Автореференция
Пути, по которым развивается искусство в поисках новых задач и полей для экспериментов
Марсель Пруст - знакомство
Лекция 15. Романное творчество Марселя Пруста.
Пруста: пространство человеческой памяти и знакомство с уникальным миром впечатлений отдельной личности
Сборник "Утехи и дни"
"Субъективная эпопея" - цикл романов "В поисках утраченного времени"
Главные приметы интроспективной прозы французского романиста
Пруста
Что объединяет романы писателя и готический собор?
Лекция 16. Франц Кафка. Творческий путь писателя.
Кафки
Значение пражского писателя для русскоязычной культуры
Наследие "тайновенчанного короля немецкой прозы"
Кафки
"Старинная запись", "Прогулка по горам"
Кафки в языке искусства ХХ века
Кафка как воплощение экспрессионизма в литературе
Лекция 17. Франц Кафка. "Превращение", "Замок", "Процесс".
Возможность насытить текст трактовками и смыслами
Мотивы одиночества и беспомощности человека
Модель кафкианского мира
Пробужденный сновидец
Лекция 18. Романы Г. Майринка: от "Голема" к "Зеленому лику" и "Вальпургиевой ночи".
Судьба наследия писателя
Майринка 1910-х годов
Хаос времен в романе "Вальпургиева ночь"
Майринка
Лекция 19. Романы Г. Майринка: от "Вальпургиевой ночи" к "Белому доминиканцу" и "Ангелу западного окна".
Принцип сближения полярностей и движение в сторону внутреннего мира человека
Роман "Зеленый лик"- внимательное чтение
Роман "Белый доминиканец"
Образы Праги в творчестве писателя
Майринка: мистическое и комическое
Автореференция как проявление саморефлексии литературы
Майринка
Лекция 20. Последняя загадка Г. Майринка: "Ангел западного окна". Часть 1.
Переводная судьба романа "Ангел западного окна"
Майринка: взаимопроникновение литературы и жизни
"Ангел западного окна" - пространство памяти и итог размышлений о человеке и мире
Майринка
Лекция 21. Последняя загадка Г. Майринка: "Ангел западного окна". Часть 2.
Роман как лабиринт, побуждающий к странствию по миру человеческих иллюзий и стране памяти
Удивительные трансформации времени и пространства в романе "Ангел западного окна"
Ответ на вопрос: каким может быть путь человека к истинному себе?
Поиски выхода за пределы иллюзорности
Особенности построения повествования романа: "русский вектор" и "принцип матрешки"
Осмысление расплывчатости границ между реальностями и рассказчиками, чтением и письмом
Лекция 22. Хорхе Луис Борхес. Творческий путь.
Творческий путь писателя: начало
Ультраизм - "сдержанное искусство"
Истоки: "мифология предместья", "игры со временем и бесконечностью"
Борхес: лектор, "писатель-библиотекарь", читатель и составитель антологий
Борхеса
Лекция 23. Уильям Фолкнер.
Фолкнера
"Шум и ярость": раздел первый - история Бенджамина Компсона - лучшего повествователя в абсурдном мире
Второй раздел романа: история Квентина Компсона - отражение бессмысленности и трагизма жизни
Третий раздел романа: история Джейсона Компсона - человека нового времени
Заключительные разделы: история автора и исторический контекст
Лекция 24. Экзистенциализм в философии и литературе Франции.
Перестройка миросозерцательных установок
Главный признак человеческого существования
Основные категории экзистенциализма
Проблема свободного выбора и обретение смысла в абсурдном мире
Общие признаки, роднящие ветви экзистенциализма
Лекция 25. Литература и философия экзистенциализма: Жан-Поль Сартр.
Роман "Тошнота": принципиальное одиночество человека, процесс осмысления - создания самого себя
Внимательное чтение
Философская пьеса "При закрытых дверях" - шедевр поэтической напряженности
Сартра
Лекция 26. Литература и философия экзистенциализма: Альбер Камю.
Жизненный путь французского мыслителя
Повесть "Посторонний" как философский эксперимент: "взгляд нищеты" и "взгляд солнца"
Недоверие к формальной нравственности
Концепция трагического стоицизма
Роман "Чума": образ борьбы как бесконечного поражения и возможность утвердить человечность
Лекция 27. Бертольт Брехт. Творческий путь и обновление театра.
Брехта для театрального искусства и мировой литературы
Теплое внимание к человеку: "Баллада о старухе", "Легенда о мертвом солдате", "Рождественская легенда"
Брехта
Пьеса "Ваал"
Наблюдение за рождением и "фашизацией" Веймарской республики: "Барабаны в ночи", "Три параграфа Веймарской конституции", "Что тот солдат, что этот"
Формирование основ нового театра
Лекция 28. Бертольт Брехт. Творческий путь и обновление театра. Часть 2.
Исторические корни теории эпического театра и его задачи
Брехта
Пьеса "Мамаша Кураж и её дети" - одна из вершин антивоенной традиции
Брехта
Поздние годы выдающегося новатора театра: верность взглядам
Лекция 29. Творчество Клауса Манна и его роман "Мефисто".
Лекция 30. Немецкоязычное литературное кабаре.