Войти
Филология 17 лекций
История мировой литературы ХХ века
Лектор
Каминская Юлиана Владимировна
#лекции
Осень 2023

Курс посвящен изучению литературного процесса ХХ века в странах Западной Европы и США  в контексте основных социокультурных и политических явлений. Новые реалии, которые  формируются в ХХ веке, рассматриваются во временной перспективе, с тем чтобы продемонстрировать их  историческую закономерность. Курс направлен на развитие у студентов понимания  закономерностей литературного  процесса, места художественной литературы в системе современной культуры. Одним из основных результатов курса должно явиться завершение создаваемого на протяжении двух лет представления об основных эпохах  и этапах развития зарубежных литератур и интеллектуальной традиции европейской цивилизации.

Страница курса: http://phil.spbu.ru:8080/kaf-i...

Список всех тем лекций

Лекция 1. Герман Гессе. Об "Игре в бисер" и самом сокровенном.
Сходство с дедушкой Побег "маленького бродяги" Пробы пера Деревня Гайенхофен близ Боденского озера Призраки прошлого, живущие в повести "Под колесом" Первая Мировая война "Краткое жизнеописание" Писатель становится живописцем Хранитель детского сумасбродства в мире взрослых "Сиддхартха" и сила любить мир "Превращения Пиктора" - подарок Гессе своей возлюбленной Игра в бисер как игра смыcлами и ценностями культуры Противопоставление созерцания и действия Иллюзорность контрастов и неразрывное единство бытия Равновесие жизни Статья "Немного о теологии" и три стадии жизни человека Индивидуальный опыт читателя, проявляющийся при знакомстве с романом

Лекция 2. Гюнтер Грасс. Об окольных путях и барабанных дробях.
Экранизация романа "Жестяной барабан", слава и общественный резонанс Скульптуры Грасса в Любеке Сочетание изобразительного и словесного искусств в работах Грасса Стихотворение "Изменение" "Под местным наркозом" - произведение о каждом человеке Несовершенство литературы как возможности улучшить реальность Общество возвращается к потреблению Две роли писателя и выбор Грасса Обусловленность прихода нацизма Добровольный инфантилизм Фальшивый экспрессионизм Попытки писателя пролить свет на темноту души в каждом человеке Литература как жестяной барабан, громыхающий о проблемах Взгляд изнутри и взгляд в себя "Мое столетие", и "Луковица памяти" Поэтическая работа Гюнтера Грасса

Лекция 3. Вирджиния Вулф. Жизнь как светящийся ореол.
Знакомство с писательницей через живопись Человек на границе между внутренним и внешним мирами Взгляд внутрь себя - новое направление живописи Реальность через призму субъективного восприятия Мгновение внутреннего мира, сохраненное на века Воспитание в духе "интеллектуального аристократизма" Апологеты новаторства Первые разговоры о "модернистской" литературе как о новом способе коммуникации с читателем "Жизнь - это не серия симметрично расположенных светильников, а светящийся ореол..." Литература реалистов нереалистична - пришло время нового реализма Красота впечатлений и их хрупкость Путешествия внутрь и вовне - меты пересечения границы на примере романа "Миссис Дэллоуэй" Отсутствие этикетирования жизни Вербализация подвижности внутреннего мира человека Цепочки восприятия друг друга персонажами романа Расширение возможностей языка Хрупкость и красота мира, выраженная в хрупкости и красоте слов

Лекция 4. Вирджиния Вулф. О путешествиях сквозь время на маяк.
Главная задача романиста Роман «Орландо» О метах перехода в романе «Орландо» О поиске точных слов и их ограниченности О том, как литература размывает границы Роман «На маяк» Главная тема романа О жизненной материи и бестелесной энергии в романе О надличностном голосе во второй части романа О двойниках центрального персонажа Художественные методы писательницы

Лекция 5. Густав Майринк. Начало пути по фантастической литературе Праги.
История издания романа «Голем» Отказ Майринка от дидактики в литературе Изменения мироощущения на рубеже XIX-XX веков Проблема жизни здесь и сейчас Проблема сопричастности мирозданию и поиска смыслов Роль Майринка в истории немецкоязычной пражской литературы История жизни Майринка и становление его как писателя Рассказы «Жаркий солдат» и «Болен» Гонения на Майринка и их последствия для его творчества Гротеск и его применение в творчестве Майринка Утраченное ощущение целостности Персонажи Майринка Заключение

Лекция 6. Густав Майринк. Роман "Голем".
Многоплановая художественная система произведений Густава Майринка Композиция романа "Голем" и художественные образы, созданные его иллюстраторами Феномен фантастического романа Принцип сближения противоположностей Вера в силу слова

Лекция 7. Латинская Америка в истории литературы.
Вводное слово к лекции Роль в мировой культуре Общие черты латиноамериканской литературы Развитие латиноамериканской культуры Развитие литературы в странах Латинской Европы Латиноамериканские писатели Отличие латиноамериканской культуры от других культур Магический реализм латиноамериканских авторов Необарокко Особенности повествования латиноамериканского романа

Лекция 8. Габриэль Гарсия Маркес. От ранней прозы к роману "100 лет одиночества". Часть 1.
Маркеса: "необходимость насытить словами просторы немого материка" и отражение хрупкости мира Соприкосновение одиночеств Биография Габриэля Гарсиа Маркеса Самодостаточная модель универсума Одиночество отдельного человека и человечества в целом Пророчество о грядущей гибели "Сто лет одиночества" - знакомство с романом

Лекция 9. Габриэль Гарсия Маркес. От ранней прозы к роману "100 лет одиночества". Часть 2.
Многоплановость повествования романа-универсума Маркес) Диалектика смешного и трагического в романе "Сто лет одиночества" Одиночество как "неизлечимая и разрушительная болезнь" и одна из ключевых проблем литературы ХХ века Удивительные трансформации времени в романе "Сто лет одиночества" "Осень патриарха" – роман, решающий сложнейшие проблемы современности

Лекция 10. Хулио Кортасар. От ранней прозы к роману "Игра в классики". Часть 1.
Как понимать очень сложную литературу? Кортасара Малая проза Веха взаимодействия литературы и кинематографа Рассказ "Менады" и роман "Выигрыши"

Лекция 11. Хулио Кортасар. От ранней прозы к роману "Игра в классики". Часть 2.
"Игра в классики" - роман о романе или процесс познания о процессе познания Преодоление разобщенности и движение к гармонии как цель центрального персонажа романа Как читать роман "Игра в классики" Многоплановая игра как принцип организации повествования романа-универсума Модель для сборки"

Лекция 12. Томас Манн. Философская проза: раннее творчество.
Кризис традиционных представлений ХIХ века о культуре Как поступить с осколками некогда целостной картины мира? Пути художественного поиска, избираемые литературой в XX веке Манна Ницше и ее влияние на творчество писателя Роман "Будденброки" Манна

Лекция 13. Томас Манн. Философская проза: "Волшебная гора", позднее творчество.
"Волшебная гора" как образец философского романа Манна Философско-аналитическое начало в романе Главы "Снег" и "Удар грома" как "ключи" романа Манна: новелла "Марио и волшебник", тетралогия "Иосиф и его братья", роман "Лотта в Веймаре" Интеллектуальный роман "Доктор Фаустус"

Лекция 14. Связь времен и искусств. Из ХIХ в ХХ век: Марсель Пруст.

Лекция 15. Романное творчество Марселя Пруста.

Лекция 16. Франц Кафка. Творческий путь писателя.

Лекция 17. Франц Кафка. "Превращение", "Замок", "Процесс".