Курс посвящен изучению литературного процесса ХХ века в странах Западной Европы и США в контексте основных социокультурных и политических явлений. Новые реалии, которые формируются в ХХ веке, рассматриваются во временной перспективе, с тем чтобы продемонстрировать их историческую закономерность. Курс направлен на развитие у студентов понимания закономерностей литературного процесса, места художественной литературы в системе современной культуры. Одним из основных результатов курса должно явиться завершение создаваемого на протяжении двух лет представления об основных эпохах и этапах развития зарубежных литератур и интеллектуальной традиции европейской цивилизации.
Страница курса: http://phil.spbu.ru:8080/kaf-i...
Список всех тем лекций
Лекция 1. Герман Гессе. Об "Игре в бисер" и самом сокровенном.
Сходство с дедушкой
Побег "маленького бродяги"
Пробы пера
Деревня Гайенхофен близ Боденского озера
Призраки прошлого, живущие в повести "Под колесом"
Первая Мировая война
"Краткое жизнеописание"
Писатель становится живописцем
Хранитель детского сумасбродства в мире взрослых
"Сиддхартха" и сила любить мир
"Превращения Пиктора" - подарок Гессе своей возлюбленной
Игра в бисер как игра смыcлами и ценностями культуры
Противопоставление созерцания и действия
Иллюзорность контрастов и неразрывное единство бытия
Равновесие жизни
Статья "Немного о теологии" и три стадии жизни человека
Индивидуальный опыт читателя, проявляющийся при знакомстве с романом
Лекция 2. Гюнтер Грасс. Об окольных путях и барабанных дробях.
Экранизация романа "Жестяной барабан", слава и общественный резонанс
Скульптуры Грасса в Любеке
Сочетание изобразительного и словесного искусств в работах Грасса
Стихотворение "Изменение"
"Под местным наркозом" - произведение о каждом человеке
Несовершенство литературы как возможности улучшить реальность
Общество возвращается к потреблению
Две роли писателя и выбор Грасса
Обусловленность прихода нацизма
Добровольный инфантилизм
Фальшивый экспрессионизм
Попытки писателя пролить свет на темноту души в каждом человеке
Литература как жестяной барабан, громыхающий о проблемах
Взгляд изнутри и взгляд в себя
"Мое столетие", и "Луковица памяти"
Поэтическая работа Гюнтера Грасса
Лекция 3. Вирджиния Вулф. Жизнь как светящийся ореол.
Знакомство с писательницей через живопись
Человек на границе между внутренним и внешним мирами
Взгляд внутрь себя - новое направление живописи
Реальность через призму субъективного восприятия
Мгновение внутреннего мира, сохраненное на века
Воспитание в духе "интеллектуального аристократизма"
Апологеты новаторства
Первые разговоры о "модернистской" литературе как о новом способе коммуникации с читателем
"Жизнь - это не серия симметрично расположенных светильников, а светящийся ореол..."
Литература реалистов нереалистична - пришло время нового реализма
Красота впечатлений и их хрупкость
Путешествия внутрь и вовне - меты пересечения границы на примере романа "Миссис Дэллоуэй"
Отсутствие этикетирования жизни
Вербализация подвижности внутреннего мира человека
Цепочки восприятия друг друга персонажами романа
Расширение возможностей языка
Хрупкость и красота мира, выраженная в хрупкости и красоте слов
Лекция 4. Вирджиния Вулф. О путешествиях сквозь время на маяк.
Главная задача романиста
Роман «Орландо»
О метах перехода в романе «Орландо»
О поиске точных слов и их ограниченности
О том, как литература размывает границы
Роман «На маяк»
Главная тема романа
О жизненной материи и бестелесной энергии в романе
О надличностном голосе во второй части романа
О двойниках центрального персонажа
Художественные методы писательницы
Лекция 5. Густав Майринк. Начало пути по фантастической литературе Праги.
История издания романа «Голем»
Отказ Майринка от дидактики в литературе
Изменения мироощущения на рубеже XIX-XX веков
Проблема жизни здесь и сейчас
Проблема сопричастности мирозданию и поиска смыслов
Роль Майринка в истории немецкоязычной пражской литературы
История жизни Майринка и становление его как писателя
Рассказы «Жаркий солдат» и «Болен»
Гонения на Майринка и их последствия для его творчества
Гротеск и его применение в творчестве Майринка
Утраченное ощущение целостности
Персонажи Майринка
Заключение
Лекция 6. Густав Майринк. Роман "Голем".
Многоплановая художественная система произведений Густава Майринка
Композиция романа "Голем" и художественные образы, созданные его иллюстраторами
Феномен фантастического романа
Принцип сближения противоположностей
Вера в силу слова
Лекция 7. Латинская Америка в истории литературы.
Вводное слово к лекции
Роль в мировой культуре
Общие черты латиноамериканской литературы
Развитие латиноамериканской культуры
Развитие литературы в странах Латинской Европы
Латиноамериканские писатели
Отличие латиноамериканской культуры от других культур
Магический реализм латиноамериканских авторов
Необарокко
Особенности повествования латиноамериканского романа
Лекция 8. Габриэль Гарсия Маркес. От ранней прозы к роману "100 лет одиночества". Часть 1.
Маркеса: "необходимость насытить словами просторы немого материка" и отражение хрупкости мира
Соприкосновение одиночеств
Биография Габриэля Гарсиа Маркеса
Самодостаточная модель универсума
Одиночество отдельного человека и человечества в целом
Пророчество о грядущей гибели
"Сто лет одиночества" - знакомство с романом
Лекция 9. Габриэль Гарсия Маркес. От ранней прозы к роману "100 лет одиночества". Часть 2.
Многоплановость повествования романа-универсума
Маркес)
Диалектика смешного и трагического в романе "Сто лет одиночества"
Одиночество как "неизлечимая и разрушительная болезнь" и одна из ключевых проблем литературы ХХ века
Удивительные трансформации времени в романе "Сто лет одиночества"
"Осень патриарха" – роман, решающий сложнейшие проблемы современности
Лекция 10. Хулио Кортасар. От ранней прозы к роману "Игра в классики". Часть 1.
Как понимать очень сложную литературу?
Кортасара
Малая проза
Веха взаимодействия литературы и кинематографа
Рассказ "Менады" и роман "Выигрыши"
Лекция 11. Хулио Кортасар. От ранней прозы к роману "Игра в классики". Часть 2.
"Игра в классики" - роман о романе или процесс познания о процессе познания
Преодоление разобщенности и движение к гармонии как цель центрального персонажа романа
Как читать роман "Игра в классики"
Многоплановая игра как принцип организации повествования романа-универсума
Модель для сборки"
Лекция 12. Томас Манн. Философская проза: раннее творчество.
Кризис традиционных представлений ХIХ века о культуре
Как поступить с осколками некогда целостной картины мира? Пути художественного поиска, избираемые литературой в XX веке
Манна
Ницше и ее влияние на творчество писателя
Роман "Будденброки"
Манна
Лекция 13. Томас Манн. Философская проза: "Волшебная гора", позднее творчество.
"Волшебная гора" как образец философского романа
Манна
Философско-аналитическое начало в романе
Главы "Снег" и "Удар грома" как "ключи" романа
Манна: новелла "Марио и волшебник", тетралогия "Иосиф и его братья", роман "Лотта в Веймаре"
Интеллектуальный роман "Доктор Фаустус"
Лекция 14. Связь времен и искусств. Из ХIХ в ХХ век: Марсель Пруст.
Лекция 15. Романное творчество Марселя Пруста.
Лекция 16. Франц Кафка. Творческий путь писателя.
Лекция 17. Франц Кафка. "Превращение", "Замок", "Процесс".
![История мировой литературы ХХ века](/img/hd/course/history-of-foreign-literature-of-the-20c.jpg?613)