В курсе прослеживается объектная генеалогия человеческого существа, олицетворяющего собой различные институты и практики, единства и множества, отношения и функции, сингулярности и системы.
Отличие данного курса от курсов с аналогичной тематикой в том, что человеку-субъекту в нем предпочитается человек-объект, остающийся в тени якобы общечеловеческого стремления к образцовой субъектности, составляющего, как предполагается, базовый сюжет исторического процесса. С этой точки зрения в курсе рассматриваются три этапа социально-антропологического познания. Во-первых, этап господства абсолютного наблюдателя, оправдывающего своим присутствием методологические допущения ранней социологии. Во-вторых, эмпатический этап, связанный с раскрытием арсенала «включенного наблюдения». В-третьих, этап наблюдения за наблюдателями, когда главным предметом антропологии становятся сами антропологи.
Целью курса выступает раскрытие ускользающих от внимания обществоведов аспектов бытийствования человека за пределами исполнения им роли субъекта и в противовес ее осуществлению. Для этого прослеживается взаимосвязь социальной антропологии с процессами колонизации, описывается значение данной дисциплины для музеификации предметов познания, исследуется родство взгляда антрополога со взглядом любителя живописи кватроченто, мыслящего в соответствии с законами линейной перспективы.
Отдельное внимание уделяется методу экзистенциальной компаративистики, который вырастает из парадигмального для социальной антропологии метода сравнительно-исторического анализа. Делается акцент на размыкании тавтологий теоретического эволюционизма, для которого положение человека на вершине пирамиды животных видов является одновременно условием и результатом любых научных описаний. Особое значение для данного курса имеет ревизия доминантных доктрин физической антропологии, а также рецепция ее альтернативных версий, восходящих, в частности, к проекту палеопсихологии Поршнева и его последователей.
По итогам прохождения курса учащийся сможет сформировать панорамное видение подходов и направлений социальной антропологии, представлять причину расхождений и дискуссий между антропологами, определять суть объектного анализа в философском рассмотрении человека.
Список всех тем лекций
Лекция 1. Человек апокалиптический: полюса и ось общественно-исторического процесса.
Лекция 2. Нечеловеческие истоки человеческого. Классика как мысль о «человеке вообще».
Лекция 3. От полиморфов к гибридам: в поисках нечеловеческих истоков человеческого.
Лекция 4. Миф и логос в конфигурациях человеческой идентичности.
Лекция 5. Космогонический сюжет как история метафоры. Комбинированная съемка. (Часть 1).
Лекция 6. Космогонический сюжет как история метафоры. Транспорт и Иезикииль. (Часть 2).
Лекция 7. Космогонический сюжет как история метафоры. Сон наяву. (Часть 3).
Лекция 8. Космос и исономия. Космическая проекция исономического порядка.
Лекция 9. Археология космогоний. Бинарный и небинарный космогенез.
Лекция 10. Натурфилософия и гностицизм в спорах о происхождении мира. Часть 1.
Лекция 11. Натурфилософия и гностицизм в спорах о происхождении мира. Часть 2.
Лекция 12. Контуры мира и границы метафор. Ойкумена и её край.
Лекция 13. Эпистемология космогоний. Гностицизм против метафизики.
Лекция 14. Между космосом и обществом. Апории самонаблюдающих систем.
Лекция 15-16. Научная картина мифа: метафизика, критика, догматизм.
Лекция 17. Антропологи и структура: Леви-Стросс, Бурдье, Дескола.
Лекция 18. Природа под вопросом. Природа-фьюсис и природа-натура.
Лекция 19. Картина или город? Спор о генеалогии природы-пространства.
Лекция 20. Роль градостроения в формировании природной среды. Община против дворца.
Лекция 21. Полимиф и мономиф в организации социальных систем. Наследие Александрии.
Лекция 22. Человеческое состояние и его модальности. Транзит Александрия – Рим.
Лекция 23. Младшие против старших. Эвристика пяти человечеств у Гесиода.
Лекция 24. Первочеловек как субъект. Концептуальные проблемы мифов о первочеловеке.
