https://lk.msu.ru/course/view?...
Курс строится на идее о том, что русская философия возникает не за пределами России, а за пределами философии. Спецификой русской культуры оказывается феномен «умозрения в красках» (Е. Трубецкой). Наша живопись – форма нашего самосознания. В ней отражены ценностные основания нашей жизни: этические представления о должном, эстетические представления о красоте и антропологические представления об оправдании человека. Эта мысль последовательно раскрывается на примере исследования и анализа творчества русских художников. В ходе занятий студенты узнают о смысле визуальных посланий, оставленных нам русскими живописцами XVIII-XXI вв.
Слушатели научатся проводить различие между русским и западным умостроями; попытаются ответить на вопрос, когда русская живопись, возникшая у нас, как парики и картофель, вместе с реформами Петра I, перестала быть отражением взгляда другого на себя и переняла эстафету у иконописи; откроют для себя «трех столпов» мира искусства – Сурикова, Репина и Васнецова; узнают, пределы понятий «историческая живопись» и «пейзаж настроения»; исследуют вопрос о спорной роли А. Иванова в русской живописи; познакомятся с живописным ответом на вопрос, почему Россия такая большая; откроют смысл философии быта, запечатленный в образах; узнают об очарованиях и разочарованиях в русской культуре, связанных с «Сикстинской мадонной»; приоткроют тайну «Аленушки»; выяснят, почему Поленов называл свою самую известную картину «Московский дворик» - «картинкой»; исследуют соотношение «что» и «как» в русском искусстве; поймут, почему художник – это тайнозритель и его сознание всегда соборно; узнают, что говорит русская живопись о внутренней жизни человека и причем здесь совесть; убедятся в том, что истоки нечеловеческой антропологии находятся не в западном постмодернизме, а в творчестве русских художников начала прошлого века; исследуют связь идеи синтеза искусств и красоты; узнают, что такое метафизика света и как сделать невидимое видимым; разберутся со страстями, разгоревшимися вокруг образа Ивана Грозного, и откроют для себя неожиданного Репина как художника апокалипсиса; узнают о тайнах народной души и смысле идеала Святой Руси; расшифруют код русской культуры, запечатленный в образе «красного вихря».
Список всех тем лекций
Лекция 1. Русское искусство как философия в образах.
Лекция 2. Алексей Венецианов: поэзия русского крестьянства.
Лекция 3. Василий Суриков: власть непережитого.
Лекция 4. Илья Репин: правда искусства.
Лекция 5. Илья Репин: насилие, власть и воскресение.
Лекция 6. Виктор Васнецов: иное царство.
Лекция 7. Александр Иванов: подчинить русскую переимчивость.
Лекция 8. А.К. Саврасов: тихая моя родина.
Лекция 9. В.Д. Поленов: разговор с душой.
Лекция 10. Архип Куинджи: чистый взгляд.
Лекция 11. М. Нестеров и Б. Григорьев: тайна русской души.
Лекция 12. Филипп Малявин: ритмы дословного.
Лекция 13. Д.С. Стеллецкий: византизм как основание живописи.