В рамках курса (МФК "Мозг и потребности человека") планируется осветить с позиций современной нейрофизиологии область биологических потребностей человека. Параллельно будет вестись разговор о воздействии гормонов на работу мозга, общих принципах функционирования нашего организма, эволюции поведения и многом другом.
Большинство лекций курса посвящено конкретным биологическим потребностям. Будут рассмотрены: пищевая потребность (центры голода и насыщения; контроль аппетита и контроль веса; пища, как источник положительных эмоций; физиологическое значение различных компонентов пищи, их влияние на мозг и т.д.); исследовательская потребность (различные уровни любопытства – от рефлекса «что такое?» по Павлову до творческих процессов и юмора; роль поискового поведения; положительные эмоции, связанные с новизной, их механизмы и т.д.); потребность в безопасности (центры страха и тревожности; развитие стресса в мозге и на уровне целого организма; боль и врожденные оборонительные реакции; «выученные» страхи; чем полезен страх, как его можно контролировать и т.д.); родительская потребность (программы, определяющие взаимодействие матери и детеныша; роль гормональных факторов и запечатления образа новорожденного; материнская депрессия, нарушения детской привязанности и т.д.); потребность в размножении (биологический смысл полового процесса, его формы; половые феромоны; мозг, либидо и управление половым актом; физиологические факторы формирования любви, привязанности, верности и т.д.); потребность в подражании (двигательное подражание – «делай как»; подражание и обучение – передача информации в обход генов; подражание эмоциям, сопереживание и альтруизм; зеркальные нейроны, их функции и т.д.); агрессия (нападение как лучшая защита; агрессия, вызванная опасностью для жизни; агрессия и территориальное поведение; агрессия и половое поведение; материнская агрессия; агрессия и гормоны, гены агрессивности и т.д.); регуляция гомеостаза (как мозг поддерживает постоянную температуру тела; на чем основаны управление дыханием и сердечнососудистая регуляция; почему так плохо без сна; что такое груминг и т.д.).
Список всех тем лекций
Лекция 1. Физиология потребностей.
Содержание курса
Сравнение мозга с компьютером
Электрическая активность
Синаптическая активность
Нейромедиаторы
Центральная нервная система
Основные отделы головного мозга
Продолговатый мозг и мост
Мозжечок
Базальные ганглии
Средний мозг
Промежуточный мозг
Кора больших полушарий
Функции различных зон новой коры
Биологические потребности
Иерархия потребностей
Витальные потребности
Зоосоциальные потребности
Потребности саморазвития
Поведенческие программы в мозге
Содержание следующих лекций
Лекция 2. Мозг и голод.
Голод как биологическая потребность
Зоны мозга и голод
Анаболизм и катаболизм
Макроэлементы питания
Диабет
Жиры
Белки
Пищевые аллергии
Вкусовые центры
Депрессия и еда
Обучаемость мозга в отношении еды
Лекция 3. Мозг и любопытство.
Любопытство как потребность новой информации
Исследовательские центры в мозге
Ориентировочный рефлекс и движение глаз
Поисковое поведение и локомоция
Получение информации путем манипуляции
Удовольствие от процесса познания и его природа
Формирование речевых центров
Способы сохранения исследовательской и творческой активности
Лекция 4. Мозг и страх.
Страх и его виды
Отделы мозга, отвечающие за страх
Врожденные стимулы, вызывающие страх
Реакция на страх и потребности
Объективная оценка эмоциональных переживаний
Страх и обучение
Как развивается стресс
Экзистенциальные страхи
Заключение
Лекция 5. Детско-родительское взаимодействие.
Детско-родительское-взаимодействие как потребность
Родительские и детские реакции
Анатомические структуры материнского поведения
Сенсорные признаки детеныша
Регуляция материнского поведения
Детское поведение
Аутизм
Лекция 6. Любовь и привязанность.
Определение любви
Бесполое и половое размножение
Половой отбор
Мозг и врожденные поведенческие программы
Половые гормоны
Половое поведение
Половые гормоны и феромоны
Импринтинг
Области мозга, включающиеся во время любви
Лекция 7. Зеркальный принцип работы мозга.
Потребности и подражание
Зеркальные нейроны
Синхронизация поведения
Сопереживание
Эмоциональные реакции в мозге
Зеркальный принцип работы мозга
Лекция 8. Агрессия.
Агрессия у позвоночных и беспозвоночных
Стимулы агрессии
Витальные потребности и агрессия
Структуры мозга, отвечающие за страх и агрессию
Причины агрессии
Нейромедиаторы агрессии и генетика агрессии
Лекция 9. Иерархия. Лидерство и подчинение.
Введение
Подчинение и лидерство как потребность
Виды лидерства (лидерство по рождению)
Иерархическая организация стаи
Агрессия в стае
Реакция лидера
Эксплуатация и разделение труда и иерархия
Нейромедиаторы и лидерство
Формирование сообществ и их структуры
Лекция 10. Гомеостаз.
Введение
Понятие гомеостаза
Поддержание гомеостаза с помощью ВНС
Периферическая нервная система
Симпатическая и парасимпатическая системы
Дыхательный центр
Сердечно-сосудистая система
Терморегуляция и гипоталамус
Гомеостаз, мозг и эндокринная система
Регуляция сна и бодрствования