Войти
Биология 10 лекций
Физиология потребностей
1
Лектор
Дубынин Вячеслав Альбертович
#лекции #мфк
Биологический факультет
Осень 2020

В рамках курса (МФК "Мозг и потребности человека") планируется осветить с позиций современной нейрофизиологии область биологических потребностей человека. Параллельно будет вестись разговор о воздействии гормонов на работу мозга, общих принципах функционирования нашего организма, эволюции поведения и многом другом. 

Большинство лекций курса посвящено конкретным биологическим потребностям. Будут рассмотрены: пищевая потребность (центры голода и насыщения; контроль аппетита и контроль веса; пища, как источник положительных эмоций; физиологическое значение различных компонентов пищи, их влияние на мозг и т.д.); исследовательская потребность (различные уровни любопытства – от рефлекса «что такое?» по Павлову до творческих процессов и юмора; роль поискового поведения; положительные эмоции, связанные с новизной, их механизмы и т.д.); потребность в безопасности (центры страха и тревожности; развитие стресса в мозге и на уровне целого организма; боль и врожденные оборонительные реакции; «выученные» страхи; чем полезен страх, как его можно контролировать и т.д.); родительская потребность (программы, определяющие взаимодействие матери и детеныша; роль гормональных факторов и запечатления образа новорожденного; материнская депрессия, нарушения детской привязанности и т.д.); потребность в размножении (биологический смысл полового процесса, его формы; половые феромоны; мозг, либидо и управление половым актом; физиологические факторы формирования любви, привязанности, верности и т.д.); потребность в подражании (двигательное подражание – «делай как»; подражание и обучение – передача информации в обход генов; подражание эмоциям, сопереживание и альтруизм; зеркальные нейроны, их функции и т.д.); агрессия (нападение как лучшая защита; агрессия, вызванная опасностью для жизни; агрессия и территориальное поведение; агрессия и половое поведение; материнская агрессия; агрессия и гормоны, гены агрессивности и т.д.); регуляция гомеостаза (как мозг поддерживает постоянную температуру тела; на чем основаны управление дыханием и сердечнососудистая регуляция; почему так плохо без сна; что такое груминг и т.д.).

Список всех тем лекций

Лекция 1. Физиология потребностей.
Содержание курса Сравнение мозга с компьютером Электрическая активность Синаптическая активность Нейромедиаторы Центральная нервная система Основные отделы головного мозга Продолговатый мозг и мост Мозжечок Базальные ганглии Средний мозг Промежуточный мозг Кора больших полушарий Функции различных зон новой коры Биологические потребности Иерархия потребностей Витальные потребности Зоосоциальные потребности Потребности саморазвития Поведенческие программы в мозге Содержание следующих лекций

Лекция 2. Мозг и голод.
Голод как биологическая потребность Зоны мозга и голод Анаболизм и катаболизм Макроэлементы питания Диабет Жиры Белки Пищевые аллергии Вкусовые центры Депрессия и еда Обучаемость мозга в отношении еды

Лекция 3. Мозг и любопытство.
Любопытство как потребность новой информации Исследовательские центры в мозге Ориентировочный рефлекс и движение глаз Поисковое поведение и локомоция Получение информации путем манипуляции Удовольствие от процесса познания и его природа Формирование речевых центров Способы сохранения исследовательской и творческой активности

Лекция 4. Мозг и страх.
Страх и его виды Отделы мозга, отвечающие за страх Врожденные стимулы, вызывающие страх Реакция на страх и потребности Объективная оценка эмоциональных переживаний Страх и обучение Как развивается стресс Экзистенциальные страхи Заключение

Лекция 5. Детско-родительское взаимодействие.
Детско-родительское-взаимодействие как потребность Родительские и детские реакции Анатомические структуры материнского поведения Сенсорные признаки детеныша Регуляция материнского поведения Детское поведение Аутизм

Лекция 6. Любовь и привязанность.
Определение любви Бесполое и половое размножение Половой отбор Мозг и врожденные поведенческие программы Половые гормоны Половое поведение Половые гормоны и феромоны Импринтинг Области мозга, включающиеся во время любви

Лекция 7. Зеркальный принцип работы мозга.
Потребности и подражание Зеркальные нейроны Синхронизация поведения Сопереживание Эмоциональные реакции в мозге Зеркальный принцип работы мозга

Лекция 8. Агрессия.
Агрессия у позвоночных и беспозвоночных Стимулы агрессии Витальные потребности и агрессия Структуры мозга, отвечающие за страх и агрессию Причины агрессии Нейромедиаторы агрессии и генетика агрессии

Лекция 9. Иерархия. Лидерство и подчинение.
Введение Подчинение и лидерство как потребность Виды лидерства (лидерство по рождению) Иерархическая организация стаи Агрессия в стае Реакция лидера Эксплуатация и разделение труда и иерархия Нейромедиаторы и лидерство Формирование сообществ и их структуры

Лекция 10. Гомеостаз.
Введение Понятие гомеостаза Поддержание гомеостаза с помощью ВНС Периферическая нервная система Симпатическая и парасимпатическая системы Дыхательный центр Сердечно-сосудистая система Терморегуляция и гипоталамус Гомеостаз, мозг и эндокринная система Регуляция сна и бодрствования