Что такое социальная философия? Научный анализ общества "как оно есть" или проповедь о том, каким ему следует быть? Чего ждать от философа: знаний об устройстве общества или рецептов достойного поведения в нем? Существуют ли универсальные алгоритмы общественной жизни, единые для Древнего Египта и современной цивилизации? Каковы механизмы и формы социокультурного изменения, имеет ли человеческая история направленность и смысл? Эти и другие вопросы издавна волновали философов, обращавшихся к изучению общества, истории и человека. Сопоставляя разные мнения и подходы, лектор знакомит слушателя с дискуссионными проблемами социальной философии и философии истории, наиболее актуальными на современном этапе общественного развития.
Список всех тем лекций
Лекция 1. Введение в социальную философию.
Рефлективная и валюативная философские традиции
Основные понятия, аспекты и уровни изучения рефлективной социальной философии
Сущность человека и её измерения
Информационные и неинформационные объекты
Лекция 2. Субстратный подход к анализу человека - анатомия и её влияние на формирование человеческой сущности.
Субстратный подход к анализу человеческой сущности
Соотношении природного и социального на уровне социально-исторической сущности человека
Соотношении природного и социального на уровне родовой сущности человека: социологизаторский, биологизаторский и подход «золотой середины»
Онтогенетический аспект влияния: биогенная рестрикция и социогенная прескрипция
Лекция 3. Онтогенетический и филогенетический аспекты влияния биологических свойств человека на его социальное поведение.
Социогенная прескрипция: гендерная дифференциация
Дети-маугли - исключение антропологической триады
Возможности функционального подхода к анализу человеческой сущности
Лекция 4. Возможности функционального подхода к анализу человеческой сущности.
Субъект, объект и несубъекты
Уровни мотивации поведения человека
Виды свободы человека
Субстанциальный подход к сущности человека
Лекция 5. Субстанциальный подход к анализу сущности человека (1).
Принцип субстанциальности деятельности
Сходство между деятельностью людей и физическими процессами неживой природы
Фазы становления социокультурных явлений
Формы редукционизма - физикализм
Отличие между деятельностью людей и физическими процессами неживой природы
Информация
Цель
Лекция 6. Субстанциальный подход к анализу сущности человека (2).
Отличие между деятельностью людей и физическими процессами неживой природы - целесообразность
Деятельность людей и биологическая активность
Свойства физического процесса и информационно направленный характер
Неабсолютный характер различия целей
Лекция 7. Специфика деятельности и биологическая активность (1).
Ценностная мотивация поведения человека
Бытийная и дефициентная мотивация
Третье фундаментальное сходство между деятельностью и биологической активностью: адаптивность
Соматическая и этологическая адаптация биологических объектов
Адаптация человека
Лекция 8. Специфика деятельности и биологическая активность (2).
Сопоставление биологической адаптации и адаптации человека
Отличие активной адаптации человека от активной адаптации животных
Определения труда
Фундаментальное различие труда человека и адаптации животного: мышление
Лекция 9. Отличие мышления человека от информационных программ животных (1).
Сопоставление мышления человека с ориентационными и реактивными психическими реакциями животных: безусловные рефлексы, условные рефлексы и их отличия
Различие условного рефлекса и мышления
Мышление человека и мышление животных
Три ключевых отличия мышления животного от мышления человека
Лекция 10. Отличие мышления человека от информационных программ животных (2).
Чувственно-конкретный характер мышления животных
Абстрактно-логический, вербально-понятийный характер мышления человека
Фундаментальное различие труда человека и адаптации животных
Соотношение мышления и орудийности.
Лекция 11. О логической первичности мышления или орудийности как системообразующего основания деятельности.
Основы современной эволюционной теории - шаги антропогенеза
Социально-философская проблема антропогенеза
Фактор коммуникации в процессе генезиса мышления
Лекция 12. Разумность как необходимый определяющий признак человека.
Абстрактно-логическое мышление как системообразующее основание надорганического способа существования
Разумность и её пределы
Типология человеческих действий, сформированная на основе роли, которую играет в них мышление
