Войти
Философия 12 лекций
Философия общества
331
Лектор
Момджян Карен Хачикович
#лекции
Философский факультет
IV семестр
Осень 2019

Что такое социальная философия? Научный анализ общества "как оно есть" или проповедь о том, каким ему следует быть? Чего ждать от философа: знаний об устройстве общества или рецептов достойного поведения в нем? Существуют ли универсальные алгоритмы общественной жизни, единые для Древнего Египта и современной цивилизации?  Каковы механизмы и формы социокультурного изменения, имеет ли человеческая история направленность и смысл? Эти и другие вопросы издавна волновали философов, обращавшихся к изучению общества, истории и человека. Сопоставляя разные мнения и подходы, лектор знакомит слушателя с дискуссионными проблемами социальной философии и философии истории, наиболее актуальными на современном этапе общественного развития.

Список всех тем лекций

Лекция 1. Введение в социальную философию.
Рефлективная и валюативная философские традиции Основные понятия, аспекты и уровни изучения рефлективной социальной философии Сущность человека и её измерения Информационные и неинформационные объекты

Лекция 2. Субстратный подход к анализу человека - анатомия и её влияние на формирование человеческой сущности.
Субстратный подход к анализу человеческой сущности Соотношении природного и социального на уровне социально-исторической сущности человека Соотношении природного и социального на уровне родовой сущности человека: социологизаторский, биологизаторский и подход «золотой середины» Онтогенетический аспект влияния: биогенная рестрикция и социогенная прескрипция

Лекция 3. Онтогенетический и филогенетический аспекты влияния биологических свойств человека на его социальное поведение.
Социогенная прескрипция: гендерная дифференциация Дети-маугли - исключение антропологической триады Возможности функционального подхода к анализу человеческой сущности

Лекция 4. Возможности функционального подхода к анализу человеческой сущности.
Субъект, объект и несубъекты Уровни мотивации поведения человека Виды свободы человека Субстанциальный подход к сущности человека

Лекция 5. Субстанциальный подход к анализу сущности человека (1).
Принцип субстанциальности деятельности Сходство между деятельностью людей и физическими процессами неживой природы Фазы становления социокультурных явлений Формы редукционизма - физикализм Отличие между деятельностью людей и физическими процессами неживой природы Информация Цель

Лекция 6. Субстанциальный подход к анализу сущности человека (2).
Отличие между деятельностью людей и физическими процессами неживой природы - целесообразность Деятельность людей и биологическая активность Свойства физического процесса и информационно направленный характер Неабсолютный характер различия целей

Лекция 7. Специфика деятельности и биологическая активность (1).
Ценностная мотивация поведения человека Бытийная и дефициентная мотивация Третье фундаментальное сходство между деятельностью и биологической активностью: адаптивность Соматическая и этологическая адаптация биологических объектов Адаптация человека

Лекция 8. Специфика деятельности и биологическая активность (2).
Сопоставление биологической адаптации и адаптации человека Отличие активной адаптации человека от активной адаптации животных Определения труда Фундаментальное различие труда человека и адаптации животного: мышление

Лекция 9. Отличие мышления человека от информационных программ животных (1).
Сопоставление мышления человека с ориентационными и реактивными психическими реакциями животных: безусловные рефлексы, условные рефлексы и их отличия Различие условного рефлекса и мышления Мышление человека и мышление животных Три ключевых отличия мышления животного от мышления человека

Лекция 10. Отличие мышления человека от информационных программ животных (2).
Чувственно-конкретный характер мышления животных Абстрактно-логический, вербально-понятийный характер мышления человека Фундаментальное различие труда человека и адаптации животных Соотношение мышления и орудийности.

Лекция 11. О логической первичности мышления или орудийности как системообразующего основания деятельности.
Основы современной эволюционной теории - шаги антропогенеза Социально-философская проблема антропогенеза Фактор коммуникации в процессе генезиса мышления

Лекция 12. Разумность как необходимый определяющий признак человека.
Абстрактно-логическое мышление как системообразующее основание надорганического способа существования Разумность и её пределы Типология человеческих действий, сформированная на основе роли, которую играет в них мышление