Курс посвящен истории научного знания с античных времен до завершения формирования классической науки в XIX в. Рассматривается историческое становление естественнонаучной проблематики, критерии и признаки научного знания, вопросы эпистемологии и методологической специфики базовых научных дисциплин. Основное внимание уделяется формированию опытно-экспериментального естествознания и эпистемологии Нового времени.
Список всех тем лекций
Лекция 1. Историю чего мы изучаем - что такое наука?.
Три волны интереса к истории науки, три потенциальные точки рождения истории науки
Что такое наука?
Почему и откуда появилась наука?
Лекция 2. Траектории формирования рационального мышления.
Отличия мифологической культуры от рациональной
Траектории возникновения рациональности
Комплекс проблем и задач, явившихся следствием "Греческого чуда"
Лекция 3. Представления мира Античности о наблюдаемой действительности.
Проблема опытного и рационального знания
Представления античного мира об устройстве физической реальности
Атомизм
Лекция 4. Культурно-исторические основания истории науки.
Историографическое выделение Средневековья
Христианство как культурное ядро Средневековья
Три основных средневековых сословия
Лекция 5. Изменения картины мира западноевропейского Средневековья.
Социальные институты Средневековья
Средневековая картография
Развитие физики и математики, изменение статуса опытного знания в Средневековье
Лекция 6. Интеллектуальная история эпохи Ренессанса. Часть 1.
Ключевые сюжетные линии, связанные с историей знаний
Роль гуманистического течения в истории Ренессанса
Поиски альтернативной мировоззренческой платформы
Лекция 7. Интеллектуальная история эпохи Ренессанса. Часть 2.
Определяющие предпосылки становления науки Нового времени
Появление и развитие теории перспективы
Конвергенция интеллектуальной и ремесленной культуры
Фундаментальные изменения в астрономии
Лекция 8. Научная биография Галилео Галилея.
Защита Галилеем коперниканства и придание ему революционного статуса
Открытия Галилея в астрономии и механике
Социальная реакция на идеи и открытия Галилея
Принцип относительности для прямолинейного и равномерного движения
Лекция 9. Ученые, изменившие астрономическую картину мира: Галилео Галилей, Тихо Браге, Иоганн Кеплер.
Роль Галилея в генезисе науки Нового времени
Тихо Браге
Иоганн Кеплер
Лекция 10. Зарождение экспериментальной традиции в науке.
Ранняя фаза научного экспериментализма
Воздушный насос Роберта Бойля
Статус и проблемы экспериментальных практик
Критика идей экспериментальной философии
Лекция 11. Рене Декарт и формирование научной эпистемологии Нового времени.
Декарта
Картезианская онтология
Декарта в развитие научного знания
Лекция 12. Роль И. Ньютона в синтезе ключевых инструментов и предметных областей науки Нового времени.
Ньютона
Метод научного познания
Законы Ньютона
Полемика Ньютона и Лейбница
Лекция 13. ХVIII век как эпоха институализации научного знания.
Институциональное оформление интеллектуальной культуры нового типа
Теоретизация техники и формирование технических наук
Формирование стандартов научной практики и познавательный идеал новой исследовательской культуры