д. филос. н., профессор
Окончил философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова (1955 г). Доктор философских наук, академик РАН.
Создатель научной школы исследования познания и знания в междисциплинарном и культурно-историческом контексте (при взаимодействии философии, когнитивной психологии, семиотики,
культурологии, истории научного познания).
Разрабатывает концепцию деятельностного и социокультурното анализа познания, исследует субъективную и объективную рефлексию, процесс рефлексии над научными теориями — эпистемологию в целом.
В отечественную теорию познания вошли его концепции о субъекте познания, существовании двух типов субъектов — индивидуального и коллективного, нашедшие отражение в монографиях “Проблема субъекта и объекта в классической и современной философии” (М., 1965), “Субъект, объект, познание” (М., 1980).
Им разрабатываются представления о классической и неклассической эпистемологии (теории познания), реализуется методологический принцип — рассматривать познание “с позиций анализа коммуникативных процессов”, при этом коммуникация трактуется как диалог и рациональная критика. Исследуются рациональность и ее типы, взаимоотношение научного и вненаучного знания, проблемы толерантности, гуманизма в научном познании, современное отношение науки и религии.
Еще одна область исследования — философия психологии: философские предпосылки теории деятельности, культурно-исторической теории Л.Выготского и генетической эпистемологии Ж.Пиаже.